г. Тула, ул.Октябрьская, д.26, (4872) 47-53-92 (старая экспозиция)

г. Тула, ЦПКиО им.П.П.Белоусова, к. 10, (4872) 770-118 (новая экспозиция)

Новости

15 - окт - 2020

Опубликована статья "Архетипический образ медведя и медведь Ursus arctos L."

В очередном выпуске Трудов Мордовского природного заповедника им. П.Г. Смидовича опубликована статья Ольги и Сергея Терешкиных «Архетипический образ медведя и медведь Ursus arctos L. (медведь в историко-филологическом и естественнонаучном аспектах)». Идея ее написания имеет утилитаристскую основу, а принцип построения может быть использован в музейной педагогике и экопросветительской работе охраняемых природных территорий и учреждений с использованием животных (зоопарков).
Мы живем в период крайне узкой специализации: изначально она должна была помочь человеку избавиться от «лишней, ненужной» информации, а привела к потере восприятия целостной картины мира, целостности объекта (человека, животного, явления), места объекта в системе жизни.
Турист, экскурсант, посетитель приходит за получением всестороннего знания об объекте своего интереса, будь то медведь или волк, змея или крокодил. В период работы семьи Терешкиных в Мордовском заповеднике, при проведении экскурсий по тропам, в музее Природы заповедника, лекций-бесед, стало очевидно, что туристов равно интересует не только чисто биологическая информация о буром медведе, как самом крупном и опасном лесном хищнике: где и как живет, почему ложится в спячку, когда и сколько рождает медвежат, сколько весит, и почему он хищник, если ест такое количество трав, ягод, желудей? Но и мифология, легенды, охотничьи были и небыли, что из этого были и небыли: почему такое название - медведь, почему след похож на человеческий, а кто такой медведь-предок, почему женщины не едят медвежье мясо, почему название берлога, почему до сих пор в мордовских скотных дворах черепа медведя, почему традиционное блюдо – медвежья лапа и много-много что еще. Естественность подобного желания обусловлена природой человека, имеющей три составляющие: надчеловеческую (проторелигиозную, религиозную, духовную), естественную (натуралистическую) и социальную. Понимая, какую сложность для сотрудника (методиста, экскурсовода) представляет подготовка материала из нескольких областей знания, возникла идея такой синтетической двучастной статьи. Где первая часть - историко-филологическая, вторая – естественнонаучная, в которой как бы «замыкается круг»: когда-то, во времена прорелигий и протонауки, наблюдая и сталкиваясь с медведем, люди находили объяснения - так возникли компоненты архетипа, складывались мифы и легенды, а теперь, во время науки, можно понять, что из этого имеет научную основу, что не имеет, а что относится к вымыслу, но возможно только пока, на данном этапе развития науки.

CS1S3KbXGGc.jpg

cM-z6Trvl74.jpg

4hLxTTUe12s.jpg

2uRNbIHq1Yo.jpg

_Idg78P0nYc.jpg

tWWqd4WA6L8.jpg

IctX3H7d41c.jpg

TcQB_Vk1QXk.jpg

v7fpiAyxUAw.jpg

 

 

Календарь

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
© 2020 Государственное учреждение культуры Тульской области «Тульский областной экзотариум»
Разработка и продвижение сайтов WEB-Студия "ВЕРТОЛЁТ"